• Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Рецензия на Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth от Riot Pixels

resonansER

TBSplay поддержка
Супер Модератор
Сообщения
192
Симпатии
124
Баллы
331
#1
В последнее время стало модным плеваться в тех, кто утверждает, будто раньше трава была зеленее, а игры — лучше. Мол, увлекательных проектов выходит так же много, не нравятся блокбастеры — найдешь что-нибудь на «инди-помойке» или подашь милостыню ветеранам, стоящим на Kickstarter-паперти. Спорить с этим сложно, но у ряда шедевров прошлого нет и не предвидится никаких духовных наследниц.

Один из них — Sid Meier’s Alpha Centauri, чьи поклонники уже целых 15 лет ждут достойного аналога. В 1999 году Firaxis Games выпустила едва ли не самую оригинальную и глубокую 4X-стратегию в истории. Помимо особенностей игровой механики (трехмерный ландшафт и его терраморфинг, конструктор юнитов и система «социальной инженерии», перекочевавшая в Civilization 4 в виде civics), она покорила сердца фанатов интересным сюжетом-антиутопией о колонизации далекой планеты.

Анонс Civilization: Beyond Earth потревожил старые раны. Сколько бы разработчики ни объясняли, что их проект — не продолжение Alpha Centauri, все восприняли его именно так. Трудно винить в этом людей: как не сравнивать игры, если их создала одна студия, они принадлежат к одному жанру и посвящены одной теме? Не стоит кривить душой — Firaxis Games сознательно сделала ставку на ностальгию.

Маленький шаг для человечества

Хотя формально авторы не врали: геймплей Beyond Earth действительно не очень похож на Alpha Centauri, зато почти в точности копирует Civilization 5. Настолько, что эту «независимую игру» наверняка реально было воплотить в качестве сценария или модификации для пятой части (пожертвовав некоторыми деталями).

По иронии судьбы, даже столь незамысловатый маневр Firaxis проделала с опозданием. Еще год назад Proxy Studios изготовила по рецепту «Civilization 5 про космических первопроходцев» свою Pandora: First Contact, к которой недавно вышло дополнение Eclipse of Nashira. Не удивлюсь, если она и подтолкнула американцев вернуться к теме. По крайней мере, желто-зелено-фиолетовая гамма Beyond Earth — явно с Пандоры.

В родстве с Civilization 5, конечно, ничего плохого. Напротив, это значит, что основная механика отшлифована до блеска — множеству пошаговых стратегий, включая ту же Pandora, такой уровень исполнения и не снился. И все же очарование «Цивилизации» — в постоянном развитии, в смене эпох, в постепенно проявляющихся возможностях. В той же Civilization 5 с аддоном Brave New World важнейшую роль во внешней политике сперва играла религия, а ближе к концу — расклад сил во Всемирном конгрессе. Тут же никакого прогресса нет: описания научных исследований звучат заманчиво, но они лишь делают доступные инструменты более эффективными.

screenshot.sid-meiers-civilization-beyond-earth.1920x1080.2014-10-30.65.jpg


Только представьте, что за перспективы могли бы открыться перед игроком! Поначалу он заселил бы сушу, а затем, заполучив необходимую технологию, освоил дно океана и принялся строить базы под толщей воды. Вдруг оказалось бы, что под боком у нищих держав — залежи драгоценного сырья, круто разворачивающие ход партии. А как мог бы повлиять на игру терраморфинг! Ведь в Alpha Centauri не просто менялся рельеф — от этого зависел климат в прилегающих регионах. Даже в Pandora, пусть и не сразу, позволили соединять континенты перешейками или возводить из скал естественные укрепления. Но не в Beyond Earth.

Чужие небеса

Список недостающих элементов обширен. Прекрасная идея с городами-государствами из Civilization 5 выродилась в дикое непотребство. Нейтральные станции – не более чем точки на карте, нужные лишь для того, чтобы проложить в них торговый маршрут либо напасть и разграбить. Дипломатия в Beyond Earth — исключительно двухсторонняя и ужасно скучная. Если вам не понадобится покупать у соседей какие-нибудь ресурсы, вы спокойно просидите в своем углу вплоть до развязки.

Очень сильно после Pandora не хватает «операций», исполнявших ту же роль, что и заклинания в фэнтезийных 4X-стратегиях (к примеру, они давали возможность сканировать или бомбить указанный район). Здесь же запускают спутники, приносящие бонусы в определенной области. Однако их зона действия строго ограничена: сперва она привязана к территории вашей колонии, потом позволяют занять орбиту над некоторыми месторождениями (не ищите логику – это просто условность). В итоге нет и ощущения технологического могущества, знакомого по Pandora: там можно было исследовать всю планету, не отправляя разведчиков в кругосветное путешествие, или за один ход обратить вражескую державу в пепел генератором черных дыр.

Конструктора юнитов тоже нет, хотя в Pandora его худо-бедно реализовали. Взамен этого в Beyond Earth разрешили исповедовать три мировоззрения: подчинить местную экосистему своей воле, слиться с ней в гармонии или устроить глобальную «зачистку». Чем дальше вы продвигаетесь по одной из цепочек, тем больше связанных с ней типов войск вам откроют (а кроме того, несколько раз проапгрейдят базовых пехотинцев-танки-самолеты, предлагая на выбор два бонуса). Плюс, есть ряд иных особенностей, которыми постепенно обрастают приверженцы той или иной идеи. Например, для «зеленых» ядовитые испарения становятся целебными, и они даже начинают сами их распылять.

screenshot.sid-meiers-civilization-beyond-earth.1920x1080.2014-10-30.64.jpg


Звучит неплохо, но и тут не без промахов. Было бы закономерно, если бы смена взглядов зависела от решений, принятых правителем. В Firaxis так не думают и начисляют баллы за изучение соответствующих технологий. Перестреляйте всех зверей в округе, проигнорируйте перенаселенность своих городов — вас всё равно запишут в защитники природы.

С другой стороны, может, оно и к лучшему. Ведь экран науки в Beyond Earth оформлен столь неудачно, что без цветных значков «идеологий» и рекомендаций советников на нем трудно понять, какое изобретение стоит брать дальше. Если в Civilization альтернативами были, скажем, колесо, алфавит и обработка бронзы, то здесь — непонятное мумбо-юмбо с приставками «нано-», «био-» и «кибер-», вынуждающее водить мышью по однотипным голубым иконкам и читать всплывающие подсказки либо довериться мудрости компьютерных консультантов.

Пригодна для жизни

Есть, впрочем, и удачные находки, как меню внутренней политики, восходящее корнями к civics. Его разбили на «матрицу»: четыре столбца отвечают за военную, экономическую, научную и инженерную сферы, а сбоку отмечены три этапа их развития. Как и раньше, приходится размышлять, чему уделить внимание в каждом из направлений. Однако в Beyond Earth бонусы также дают тем, кто набрал достаточно очков в какой-то вертикали или горизонтали, поэтому количество возможных комбинаций и тактик значительно возросло.

Другая интересная деталь — квесты. По сравнению с Civilization 5, где их давали города-государства, заданий в Beyond Earth стало куда больше, причем они затрагивают разные аспекты, от охоты на монстров до шпионажа. Самые примитивные, требующие всего лишь выбрать один из двух вариантов ответа, вообще сыплются десятками. Вроде бы ничего существенного, но такие улучшения теперь хочется видеть в оригинальной Civilization 5 или в следующей игре серии.

screenshot.sid-meiers-civilization-beyond-earth.1920x1080.2014-10-30.63.jpg


Неплохими получились и условия победы. Во всяком случае, в теории. Помимо стандартного «убей всех» предлагают наладить контакт с пришельцами (нужно найти кодовое сообщение в руинах предтеч, расшифровать, собрать антенну и дождаться их прибытия), объединить разум колонистов с сознанием планеты (для этого тоже придётся построить «чудо света»), приютить беженцев с гибнущей Земли или отправить через портал своих миротворцев, дабы навести порядок в «колыбели цивилизации». К сожалению, ИИ даже не пробует сорвать ваши планы, так что напряженными будут только состязания в мультиплеере. Хотя стремиться особенно не к чему: авторы и на поздравительные ролики поскупились. Вся награда — картинка и абзац текста.

* * *
Глядя на многочисленные дискуссии о том, чего не хватает Beyond Earth, можно подумать, что главный ее изъян — недостаточное сходство с Alpha Centauri. Это не совсем так. Беда в том, что она во всем уступает проекту 15-летней давности и ничем не компенсирует отставание. У Firaxis вышла качественная, но неглубокая игра, которой пресыщаешься буквально за две-три партии, а это для 4X-стратегии ничтожно мало.

Использована информация с сайта Riot Pixels
 

ingverd

Опытный Архивариус
Участник
Сообщения
830
Симпатии
245
Баллы
401
#2
Ну он ознакомился достаточно чтобы получить ощущение от игры и оно в принципе совпадает с тем что пишут и те кто играли побольше, с небольшими поправками на детали. Собственно при таком ощущении от игры нет особого смысла в ней и разбираться глубже, это скорей уже будет попытка хоть как-то оправдать эту покупку. А автору игру явно подарили издатели, он и не стал мучать себя попытками найти что-то хорошее не смотря на общий унылый вид игры)